Суббота, 20.04.2024, 13:49 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2016 » Ноябрь » 18 » Без брони
18:46
Без брони

Растерянность, апатия, раздражительность и агрессия, непонимание, как жить дальше — многие военнослужащие, прошедшие события на Донбассе после возвращения в мирную жизнь сталкиваются с этим. Даже если тело на войне осталось невредимым, травмы души и перманентное состояние стресса не проходят бесследно. От этого страдают и сами бойцы, и их семьи.

НЕСЕРЬЕЗНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОБЛЕМЕ
Шапкозакидательское отношение к этой проблеме военных со стороны государства привело к тому, что люди остались один  на один со своими фобиями и синдромами. Еще в конце 2014 года некий доктор медицинских наук, профессор, психотерапевт Олег Чабан  заявлял, что не нужно преувеличивать «эту проблему», дескать, таких людей будет не более 5% от общего количества участников войны на востоке Украины. Но он оказался не прав.

Интенсивность боевых действий и условия, в которых находились люди во время них, привели к тому, что в реабилитации сегодня нуждаются тысячи солдат и офицеров армии и силовых структур. Из них уже к середине 2016 года прошли психологическую реабилитацию, санаторно-курортное лечение 16037 человек на сегодня. 962 в настоящее время ещё проходят лечение. В психиатрических отделениях за всё время проведения боевых действий прошло лечение 3455 человек. В госпиталях ветеранов войны 392 человека сейчас проходят лечение и психологическую реабилитацию.

И это далеко не все данные, ибо по разным причинам много военнослужащих остались за пределами внимания медицинских специалистов. Этих самых причин много – во-первых, это несистемный подход со стороны государства, во-вторых, отсутствие военных специалистов для работы с подобным контингентом. Вооруженные силы Украины укомплектованы офицерами-психологами на 37%. Генштаб набирает психологов, полтора месяца их обучает и отправляет. Эффективность такого психолога оставляет желать лучшего. При этом, по скромным оценкам специалистов, только в этом году требуется психологическая реабилитация в стационарных условиях более чем 40 тысяч ветеранов боевых действий!

ВЪЕТНАМСКИЙ СИНДРОМ
Взять хотя бы Вьетнам. Война там шла 15 лет, и за это время лишь со стороны США погибло 58 000 солдат – это официальная статистика. 64% из этого числа – молодые люди в возрасте до 21 года.  300 000 – раненых, контуженных, инвалидов. Википедия пишет, что примерно половина из всех раненых покончили жизнь самоубийством. Почему? Не могли адаптироваться к «новой» жизни. Другая статистика говорит, что 90% вернувшихся с фронта развелись. Их семейные союзы развалились. Что касается тех, кто не покончил с собой, то известно, что они спивались, брались за наркотики, а когда остро нуждались в деньгах, брались за воровство, грабежи и насилие. Почему? Потому что ничего не умели делать, кроме как использовать оружие по назначению.

В итоге, вышло так, что за 5 лет герои мутировали в бандитов. Многие герои стали врагами «нормального общества» – ненужными и непонятыми. Помните фильм «РЕМБО – первая кровь»?  Это как раз про тот самый случай. В США до сих пор помнят, чего им стоила та война, да и другие войны. Чтобы решать проблемы с различными посттравматическими синдромами и прочими психологическими проблемами среди военных, в США есть Министерство по делам ветеранов, у них разработаны программы по социальной адаптации солдат. Это министерство оказывает материальную, социальную и психологическую помощь солдатам и их семьям. Политику психологической адаптации лично я бы не назвал правильной (вспомните вышеупомянутые данные о суицидах, грабежах, пьянстве), но хорошо то, что это система, по крайней мере, существует.

Признаки ПТСР (посттравматического стрессового расстройства)
1. Чувство опасности.
2. Повторное переживание травматических событий.
3. Физическое возбуждение.
4. Избегание всего того, что напоминает о травматическом событии.
5. Притупленность чувств/подавленность.
6. Проблемы с концентрацией.
7. Ощущение потери контроля над чувствами, телом, психологическим состоянием, даже жизнью.
8. Чувства вины и стыда.
9. Раздражение.
10. Плохой собственный внутренний образ.
11. Негативный взгляд на мир.
12. Воспоминания о прошлом вызывают сильные негативные эмоции.


НАМ ЕЩЕ ЭТО АУКНЕТСЯ
К сожалению, государственные структуры Украины до сих пор относятся к этой проблеме несерьезно. Если в Израиле благодаря системному подходу при 70% населения, участвовавших в различных боевых действиях, самая низкая статистика по посттравматическому синдрому,  то в Украине, по сравнению с Израилем  - полный провал.  По сути, работой с ветеранами как в свое время с тыловым снабжением, занимаются все те же волонтёрские и благотворительные организации. Таких в Украине несколько, на пресс-конференции одной такой организации удалось побывать и автору этих строк.

Оказывается эта ниша квалифицированной медицинской помощи пустует, государственные медицинские учреждения обходят ее вниманием,  если бы не различные волонтерские организации работающие на благотворительные взносы и различные целевые гранды, демобилизованным военнослужащим вообще не куда было бы податься. Лечения проходят в госпиталях только те, у кого выявлены явные симптомы ПТСР, но ведь есть разные формы и степени этого недуга. Вот и получается что люди и их семьи – один на один с проблемой, и иногда через союзы ветеранов и объединения боевых побратимов бывших солдат убеждают обратиться за помощью к гражданским специалистам.

На сайте одного из таких проекта «Без броні» адреса этих организаций собраны и рассортированы по регионам Украины и направлениям помощи. Сотрудничество с государством сводится к периодическим обращениям в различные органы власти с предложением помочь, однако чиновникам, по словам авторов проекта, энтузиазма хватает ненадолго, после чего о желающих помочь опять забывают до следующего повторного обращения. Вот и получается, что все это общественное движение в помощь ветеранам принимает автономную форму. У государства то ли нет денег, то ли нет времени, то ли нет и того и другого, и вот уже основная тяжесть проблемы опускается на плечи простых энтузиастов. И волонтерам, и ветеранским объединениям приходится работать уже на личной инициативе. Действуют они по принципу «равный равному» - вместе с узкими специалистами (психологами, психотерапевтами) ветеранам помогают их боевые побратимы. Такие же бойцы АТО, которые демобилизовались раньше. Они сами прошли через трудности адаптации, и теперь личным опытом, авторитетом  помогают своим боевым братьям. Многие из них получили специализированную подготовку, чтобы уметь оказывать профессиональную психологическую помощь, когда это нужно.

А что государство? Главное оно не мешает – и то уже серьезное достижение! Вот и выходит – спасение утопающих, дело рук самих «утопающих». Это, похоже уже девиз, и руководство к действию для всех слоев нашего населения.

ИСТОЧНИК

Просмотров: 535 | Добавил: Резервист9298 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: